Часто граждане жалуются на действия охранников торговых предприятий, которые, по их мнению, являются противоправными. Небольшие перепалки между охранниками, сотрудниками магазина и покупателями зачастую заканчиваются крупными скандалами и неприятными конфликтными ситуациями, из которых победителями, как правило, выходят именно силовые структуры. Чтобы предотвратить различные неприятные ситуации, сотрудники ЧОП Альтаир советуют ознакомиться с тем, какие права имеют покупатели и охранники супермаркетов на конкретных примерах.
Пример 1. Досмотр сумки и личных вещей покупателя. Осматривать сумки, пакеты, чемоданы и другие личные вещи покупателя на территории магазина, за его пределами, на входе или выходе или ещё где бы то ни было,
сотрудник ЧОП не имеет права. Охранник может лишь попросить раскрыть сумку и показать ее содержимое, но покупатель имеет право отказаться это делать. В случае конфликта вызывается полиция.
Пример 2. Задержание силой. Согласно действующему законодательству РФ, сотрудник охраны ЧОП имеет право применить силу только в том случае, если он пытается предотвратить преступление, а также в случае самообороны. Это не означает, что охранник имеет право повалить на пол покупателя, если он точно знает и видел, как покупатель украл товар. Он имеет право помешать покупателю выйти из магазина и обязан вызвать полицию.
Пример 3. Досмотр вещей полицейскими в магазине. Сотрудники полиции имеют право совершить досмотр личных вещей покупателя, подозреваемого в хищении товара, однако с соблюдением всех норм закона, т.е. с обязательным протоколированием происходящего, при понятых, с видеосъемкой и т.д. Однако и в данном случае полицейские должны иметь достаточно оснований, чтобы производить подобные действия.
Пример 4. Задержание без оснований.
Охрана магазина не имеет права задерживать покупателя силой без оснований
(ст. 203 УК РФ). Покупатель имеет право вызвать полицию.
Пример 5. Запрет прохода в магазин с сумкой. Охранное предприятие не имеет право запретить покупателю заходить в торговую точку без согласия покупателя. Очень часто охрана ЧОП требует оставлять сумки в камере хранения, однако это считается превышением прав. Гражданский кодекс РФ не запрещает проходить в магазин с сумкой и не позволяет администрации торговой точки и охране ЧОП не пускать посетителей внутрь торгового зала. Решение конфликта: вызов полиции.
Пример 6. Фотографирование товаров. Конституция не запрещает фотографирование товаров (искать, получать, передавать информацию другим лицам). Правила магазина не могут помешать фотографированию товаров. В случае развития конфликта, покупатель может попросить личную карточку охранника, и охранник обязан предъявить её. Также, покупатель имеет право вызвать администрацию магазина и полицию для решения конфликта.
Пример 7. Требование охранником паспорта у покупателя. Для этого у охраны ЧОП должны быть очень веские основания. Покупатель имеет право отказаться давать свои документы охраннику и вызвать администрацию магазина. Если в правилах магазина указано, что пропуск в торговую точку или офис возможен по паспорту, то посетитель вправе требовать предъявить документ у охранника, разрешающий ему обработку персональных данных. Посетитель имеет право не давать документы охране, но также
охрана ЧОП имеет право не пускать посетителя внутрь офиса.
Пример 8. Видео охраны ЧОП. Закон дозволяет снимать людей в общественных местах только в том случае, если конкретный человек не является объектом съемки. То есть на видео можно фиксировать группу людей на фоне товаров. Такую видеосъемку потом можно использовать в суде.